Здравствуйте, уважаемые читатели wmbn.ru! Продолжаем рассматривать систему управления сайта Drupal и сегодня будет изучена такая тема, как работа с таксономией в Drupal и управление пользовательским меню. Оба пункта находятся в пункте меню Структура, с помощью которого можно настроить не только выделенные функции, но за рамки поста выходить не будем и рассмотрим подробное создание и настройку меню в Drupal, а так же разберем такой термин, как таксономия, зачем вообще она нужна и какую роль играет в системе Drupal.

Работа с таксономией и меню Drupal

Хочу заранее предупредить, что работа с таксономией и меню довольно проста, однако на начальном этапе знакомства может показаться запутанной. Но это лишь на начальной, все таки при освоении тех или иных инструментов уже сам начинаешь понимать как можно сделать работу намного быстрее.

Таксономия в Drupal — что такое таксономия и как ею управлять. Создание своего словаря терминов

Первым делом давайте рассмотрим что такое таксономия в системе Drupal и зачем она нужна. Помню, когда данный вопрос поставил меня в тупик и я в упор не понимал суть и назначение таксономии — было это еще на ранних порах изучения Drupal. Спустя некоторое время стало понятно что такое таксономия, и как оказалось это довольно востребованный объект в Drupal.

Таксономия (отвечает за работу модуль Taxonomy) — так скажем свойство в Drupal, функция, позволяющая упорядочить документы, созданные пользователями без учета того, какой тип документа выбран. Так же в таксономии используется такое понятие, как Термин. В жизненной ситуации термин можно понять как определение, это же и используется в Drupal. По сути термин используется для записей, чтобы понять что входит в данную таксономию (или категорию для более ясного понятия о чем идет речь).

Для примера перейдите в окне Структура в пункт Таксономия, и в таблице нажмите ссылку Список терминов. Если записи созданы и в них использованы теги, то данные слова будут показаны в таблице термины, то есть те слова, которые определяют запись в таксономии (категории).

Управление таксономией в Drupal

Давайте на практике рассмотрим суть использования таксономии — создадите свой словарь (название хранилища в Drupal терминов) и назовите его Комплектующие. Затем перейдите в список терминов созданного словаря — в таблице не будет ни одного значения, следовательно их нужно добавить.

Добавление нового термина в Drupal

Жмем добавить термин и приступим к его описанию — создадим первый главный термин Системный блок, для этого:

  • Укажите его название — аналогично Системный блок;
  • Описание — желательно в краткой форме, но при этом понятно, уложиться в описании термина;
  • Формат ввода — раз вы администратор, то можете выбрать себе формат ввода, который удобен для создания описания термина в таксономии;
  • Указываем альтернативный путь до термина (части категории) и раскрываем блок Связи, в котором, на данный момент нет никаких вложений;
  • Указываем вес для термина;

Со вторым термином так же — допустим он относится к Системному блоку, скажем Видеокарта, то в этом случае следует указать вложение в Системный блок, чтобы в таксономии была структура. Далее, чтобы таксономия играла хоть какую то роль, создайте новый тип документа (меню Структура — Типы документов) и назовите его тоже комплектующие (хотя это роли не играет, просто для создания нового типа лучше придерживаться ясности).

Добавление нового поля для таксономии

После этого перейдите на ссылку Правка в столбце операции напротив созданного типа и выберите вкладку Поля. В таблице, где указано Новое поле вводим его название, затем название поля, в столбце поле выбираем из выпадающего списка Ссылка на термин, виджет… тут что пожелаете, но я выбрал тип Выбор из списка. Затем, в новом окне Параметры выбираем созданный словарь терминов, в нашем случае Комплектующие и жмем Сохранить.

Далее пойдет речь о меню, поэтому советую прочитать пост до конца, так как будет разобрано понятие Меню в Drupal, как его создавать, управлять ссылками в меню и какую роль играет меню для таксономии. И еще советую скачать модуль для Drupal — Taxonomy Menu, который облегчит дальнейшую работу с таксономией.

Изменение главного меню и меню администратора

Начнем разбор второго вопроса — управление меню в Drupal. Меню служит не только навигацией по сайту, но также и навигацией по системе — то, что расположено в верхней части страницы администратора. Все пункты меню, наборы существующие можно изменять как вздумается (естественно в рамках системы), что делает Drupal отличной системой для создания собственного окружения. Кроме того, каждый тип (набор) создает свой блок, который в дальнейшем можно помещать в абсолютно любую часть шаблона в рамках его существующих регионов.

Список меню в Drupal

Всего таких наборов в начальном пакете Drupal четыре штуки:

  • Main Menu — основное меню сайта, в котором обычно добавляются ссылки на созданные страницы. Обычно имеет горизонтальный вид, расположенный над или под шапкой;
  • Management — меню админской части Drupal, та самая панель, что расположена в верхней части сайта после входа в учетную запись;
  • Navigation — меню навигации, которое больше подойдет для зарегистрированных пользователей. По умолчанию в нем содержится только ссылка для быстрого создания публикации;
  • User Menu — простой блок меню Drupal, в котором расположены ссылки на просмотр аккаунта и выход из системы;

Приступим к редактированию каждого из меню, которые находятся в списке, а затем создадим свой набор из ссылок (меню). Начну с первого в списке — Main Menu или основное меню сайта. Оно прежде всего предназначено для посетителей, которым нужна быстрая и удобная навигация по сайту. Как я уже упомянул — туда добавляются ссылки на созданные страницы сайта. Ссылки меню расположены в окне в таблице, где указано название ссылки, его показ в меню, вес и операции.

Хочу немного сказать о весе — нет, дело не пойдет о том весе. котором можно подумать. Роль веса в меню Drupal играет положение ссылки, и чем меньше указан вес для нее, тем ближе она будет расположена к началу, то есть левой части меню сайта. Если перейти на вкладку Правка меню, то можно изменить его название и описание, однако для системного можно изменить только описание — название будет недоступным.

Изменение параметров ссылки в Drupal

Каждую ссылку в меню можно изменять — для этого в столбце Операции перейдите на ссылку Правка. Редактируется название пункта меню (ссылки), путь до страницы (можно указать любой, что делает навигацию в Drupal более гибкой). Ниже указываем описание для страницы, которое будет выводится в контексте при наведении на нее курсора. Затем указываем включать ли данный пункт в меню и должно ли оно быть развернутым (отмечается в том случае, если для данного пункта меню есть вложенные, которые взаимосвязаны с главной).

Вложение — из выпадающего списка указываем в какое меню данная ссылка будет вложена. В списке присутствуют все типы, как навигационного, так и системного меню Drupal, что для многих может показаться не очень удобным. Осталось указать вес для ссылки в меню — помните, чем ниже вес, включая отрицательный, тем ближе к левой части (началу) расположена ссылка на страницу.

Приступим ко второму пункту из списка — Management. Данное меню предназначено прежде всего для администратора сайта, но его так же можно задать в настройках прав для зарегистрированных пользователей и посетителей (будет очень глупо, если так сделать, но опять же все зависит от настроек). В окне настроек расположены все пункты меню администратора Drupal — их можно перетаскивать, изменяя порядок как главных, так и вложенных пунктов.

Описывать их изменение не стоит, ибо оно точь в точь схоже с настройками ссылок в основном меню сайта (Main Menu). На вкладке Правка меню изменяется его описание, название так же запрещено для изменения.

Меню навигации и пользователя системы Drupal. Создание пользовательского меню для таксономии

Приступим к следующему типу меню — Navigation или навигационное меню. Все, что отображается в данном блоке на странице — Добавить документ, да и то только в том случае, если для него выставить права. В нем так же присутствуют еще два пункта — Поиск и Форматы ввода. Поиск будет отображаться только в том случае, если для его использования настроены новые права на использование, а в стандартном варианте он доступен только для администратора. Форматы ввода точно так же — для пользователей либо закрыты, либо показан только справочник по использованию фильтров HTML.

User Menu — пользовательское меню, требуется для управления и просмотра учетной записи пользователя. В данном блоке отображаются только ссылки на личный аккаунт посетителя и выход из системы Drupal. Интерфейс же, конечно, будет зависеть от того, какими полномочиями вы выставили для пользователя в настройках прав доступа.

Выбор основного меню в Drupal

В окне списка типов меню есть вкладка Настройка — в ней можно определить какой тип меню отображать как основной, а какой как дополнительный, выбрав соответствующий пункт из выпадающего списка.

Далее приступим к созданию собственного меню для системы Drupal, для этого в главном окне нажмите ссылку Добавить меню. Затем указываем заголовок и описание, чтобы было более ясно назначение созданного пользовательского меню. Заметил интересную закономерность — если указать для меню название из латинских букв, то процесс создания продолжается, однако для русских букв от вас потребуется ввести еще и транслит, чтобы Drupal принял меню как будущий адрес сайта.

Создание пользовательского меню в Drupal

После этого указываем все те параметры, которые относятся к правке ссылок в меню — название, адрес (путь), описание, включение, развертывание и вложение, а так же вес. Созданное меню добавляется в Drupal как блок, который можно поместить в любой регион сайта.

Думаю ясно как создавать собственное меню, однако вопрос с таксономией остался не разобранным, так как для его полного использования потребуется создание собственного меню. Точно так же создаем свой набор ссылок, в названии указываем то понятие, которое относится к созданной таксономии. Затем снова переходим в управление таксономией, изменяем наш созданный словарь Комплектующие, указав в новом блоке Taxonomy Term созданное меню.

Модуль Taxonomy Term Drupal

Не обязательно указывать созданное меню, можно выбрать и готовое, однако я вы не рекомендовал изменять те элементы, которые созданы в системе при установке. Если вы указали на существующее системное меню, скажем Навигация (блок расположен справа в виде сайдбара), то в нем появятся новые ссылки, если нет, то в настройках блоков указываем где отображать созданную таксономию, выбрав в регионе новое пользовательское меню.

На этом все, были рассмотрены такие понятия в Drupal, как таксономия, управление терминами, а так же создание собственного меню в Drupal и его назначение. С таксономией возможно выходит путаница, по этому советую сначала создать свое меню (если хотите, чтобы термины отображались там), а только после этого приступать к работе с категориями (таксономией) — это будет гораздо проще и понятнее.

Комментариев: 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>